Каждый пятый доставщик пришел из другой сферы

Софья ЕфремоваЭксперты фиксируют новый тренд перехода квалифицированных специалистов в гиг-экономику — модель, когда компании не нанимают сотрудников на постоянной основе, а привлекают их для выполнения конкретных задач. Маркетологи, HR-менеджеры и проектные руководители уходят в платформенную занятость не от безысходности, как в пандемию, а от выгорания и в поиске стабильности. Месячный доход курьера при полной занятости достигает 130 тысяч рублей, что сопоставимо с зарплатами в офисе, но эксперты предупреждают о рисках потери квалификации.

По данным внутреннего исследования «ВкусВилла», проведенного в начале 2025 года, 8% курьеров пришли из офисной работы, еще 12% — из не смежных с торговлей отраслей: ЖКХ, производства, сферы образования. «Все больше партнеров приходят к нам из сфер, не связанных с торговлей, — сегодняшний курьер вполне может быть бывшим офисным работником», — отмечает лидер по развитию бренда работодателя ретейлера Екатерина Шилко. Люди ищут надежный и быстрый доход без длительных собеседований, добавляет она.

Меняется и социально-демографический портрет платформенных работников. За последние два года число девушек-курьеров в компании выросло на 60%. Чаще всего это женщины 35-44 лет (38%) — самая социально и финансово активная возрастная группа, на втором месте — женщины 45-54 лет (26%), отметила руководитель управления счастьем партнеров сервиса доставки «Купер» Ульяна Рассказова.

В некоторых сферах число вакансий снизилось на 20-40 процентов, и человек может искать работу по специальности несколько месяцев

«Сегодня платформа — это не только подработка, но и понятный, быстрый и предсказуемый способ заработать, который многие рассматривают как временную или переходную стратегию», — говорит директор центра «Фактор Лидера» Ирина Просвирякова. И хотя структурный сдвиг на рынке труда в сторону платформенной занятости наблюдается во всем мире, Россия уникальна своими причинами, объясняет специалист аналитического центра университета «Синергия», кандидат экономических наук Екатерина Федюкович. «В большинстве развитых экономик специалисты переключаются на платформенную занятость в поисках большей свободы, возможности самостоятельно регулировать свою нагрузку. В России основная причина — необходимость зарабатывать», — подчеркивает эксперт.

При этом ключевое отличие от пандемии — изменение мотивации, отмечают эксперты. В 2020 году люди уходили вынужденно, отрасли были закрыты, спрос на услуги исчезал моментально, объясняет Просвирякова. Сейчас решение чаще происходит из-за длительной неопределенности, падения доходов, давления задач и усталости от офисной нагрузки.

Переход в платформенную занятость наиболее характерен для представителей офисных профессий среднего звена. Просвирякова перечисляет наиболее активные группы: маркетологи и PR-специалисты, где рынок перенасыщен и конкуренция выросла; HR и рекрутеры, спрос на которых не сохранился после волны найма 2020-2022 годов; проектные и операционные менеджеры, испытывающие усталость от растущих требований; сотрудники маркетплейсов и e-commerce, число которых выросло быстрее, чем количество качественных вакансий; предприниматели малого бизнеса, временно закрывающие проекты для финансовой стабилизации.

Источник: rg.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *